04 марта 2025

Снижение ставки на аренду полувагонов для перевозки строительных грузов достигло 25%

Согласно исследованию Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в марте ставки на аренду полувагонов для перевозки угля упали на 7–15% по сравнению с февральскими ценами, а для строительных грузов снижение достигло 25%.

Снижение ставки на аренду полувагонов для перевозки строительных грузов достигло 25%

По данным « Коммерсантъ», в марте стоимость аренды полувагонов для перевозки угля снизилась на 7–15% из-за ухудшения ситуации на мировых рынках. Эксперты ожидают, что в апреле снижение продолжится, и ставки упадут ниже уровня, обеспечивающего окупаемость полувагонов, хотя это не сделает экспорт угля прибыльным. В следующем году на динамику ставок будут влиять различные факторы, включая глобальный спрос и цены на уголь, а также показатели загрузки и состояние эксплуатации на сети ОАО РЖД.

Согласно исследованию Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в марте ставки на аренду полувагонов для перевозки угля упали на 7–15% по сравнению с февральскими ценами, а для строительных грузов снижение достигло 25%. Аналитики также указывают, что операторы готовы дополнительно снижать ставки до 10% в зависимости от объема груза.

Центр ценовых индексов прогнозирует, что в апреле ставки на аренду подвижного состава для перевозки угля снизятся еще на 10%. По словам старшего аналитика ЦЦИ Романа Шагалова, стоимость аренды стандартного полувагона на маршруте из Кузбасса до Находки может снизиться до 135 тыс. руб., а до Усть-Луги — до 100 тыс. руб. В этом случае доход от эксплуатации полувагона составит не более 2 тыс. руб. в сутки за вагон, что делает окупаемость грузового вагона практически невозможной. Шагалов также отмечает, что даже при таких низких ставках экспортные нетбэки кузбасского энергетического угля в любом направлении не покроют себестоимость добычи, что означает, что экспортеры продолжат работать с убытками.

Эксперт подчеркивает, что логистика вынужденно дешевеет из-за сокращения объемов экспорта и снижения доходов экспортеров на фоне продолжающегося падения цен на уголь и укрепления рубля. В исследовании ЦЦИ также отмечается, что предложения по восстановлению льготных коэффициентов к железнодорожным тарифам для экспорта угля через порты юга и северо-запада не находят поддержки.

В Информационном центре операторов (ИЦО) подтверждают, что в марте ставки на аренду полувагонов для перевозки угля снизились на 15%. «Снижение ставок на полувагоны для перевозки щебня началось еще два месяца назад, и в марте мы не наблюдаем ускорения этого процесса», — отмечают в центре. В ИЦО объясняют, что такая динамика связана с продолжающимся снижением спроса из-за низкого уровня грузопредъявления. «В прошлом году снижение объемов погрузки компенсировалось высоким оборотом, что позволяло ставкам оставаться стабильными, — подчеркивают в центре. — В этом году, несмотря на высокий оборот, основным фактором, влияющим на ставки, становится сокращение грузовой базы».

Роман Шагалов отмечает, что дальнейшее изменение ставок на вагоны будет зависеть от множества факторов, включая спрос и цены на уголь на мировых рынках, а также показатели погрузки и эксплуатационную ситуацию на сети ОАО РЖД. «Прогнозы на следующий год остаются неопределенными из-за возможных изменений в тарифной политике ОАО РЖД», — добавляет он. Это связано с планируемым переходом на новый прейскурант с 2026 года, который может привести к увеличению платы за перевозку угля, в настоящее время субсидируемого грузами более высоких тарифных классов. По данным Института экономики и развития транспорта, убытки ОАО РЖД от перевозки угля на Восточном полигоне, где его доля в экспортной погрузке достигла 73%, составили 428,3 млрд руб. за период с 2014 по 2024 годы.

Назад к списку новостей
Главная Каталог Корзина Звонок